Ольга Бычкова: «Моя работа - это моя жизнь!»

В юбилейный год у пятой школы новый директор. Им стала Ольга Петровна Бычкова, которая отдала пятой средней более 20 лет своей профессиональной жизни. Чем живет сегодня самая многочисленная школа города, какие у нее проблемы и перспективы, спросим у Ольги Петровны.

Досье:
Образование – школа №1 г. Котельнича, Орловское педагогическое училище -учитель математики, Вятский государственный гуманитарный университет – учитель начальных классов.
Семейное положение: замужем, двое детей
Девиз: все, что ни делается, - все к лучшему
Хобби: ручное творчество, рисование
Любимая книга: стихи Цветаевой М., Высоцкого В.
Любимый фильм: «Большая перемена»
Любимое высказывание: никогда не откладывай на завтра – этому завтра никогда нет конца (Иоанн Златоуст)
Продолжите предложение «Моя работа – это…моя жизнь, мои радости и огорчения, удовольствие от общения».

- Ольга Петровна, какова программа-минимум нового директора пятой школы?
- Главное – решить кадровый вопрос. В этом году в школу пришли 10 человек (вернее 11, но одна учительница уже уволилась, поняла, что работа в школе не для нее), из них трое наших ветеранов - Надеева Ю. В., Липатникова В. Д., Добычина Л. Л. Они поддержали нас, потому что, хотя кадрами школа укомплектована, нагрузка на учителей очень большая. Нам нужны учителя русского, английского и немецкого языков, математики, географии, химии, начальных классов. Про последних особый разговор: уже сейчас у нас один учитель ведет уроки в двух начальных классах, а на следующий год подано более 90 заявлений от родителей будущих первоклассников, то есть, возможно, будет четыре первых класса.

- Как вы решаете кадровую проблему?
- Нагрузка, как я уже сказала, большая, часов с лихвой всем хватает, и молодые учителя, получив первую зарплату, сказали, что вполне неплохо, работать можно. Начинающие педагоги получают надбавку к базовой ставке в 11163-00 рублей. Служебное жилье на ул. Матвеева расположено рядом со школой, не тратятся время и деньги на проезд. Недавно я ездила в педучилище Орлова, чтобы предложить студентам прохождение практики в нашей школе с возможностью дальнейшей работы у нас. Есть целевой договор со студентом ВятГУ. Стараемся, как можем, привлекаем.
Но кадровая проблема не единственная. Устаревшее оборудование в наше время создает большие неудобства, а денег на модернизацию нет. Родители помогают школе, конечно, но каких-то серьезных сумм на обновление нет. Эту проблему тоже нужно решать.

- Родители помогают, а как они участвуют в управлении школой? И в чем состоит самая большая трудность в общении с папами и мамами учеников?
- Существует Совет школы, на заседаниях которого мы решаем глобальные вопросы сообща с родителями. Например, с их согласия организован переход на пятидневное обучение. Общешкольные и классные мероприятия проводятся с их участием, словом, мы всегда с радостью принимаем их помощь и прислушиваемся к их мнению. Что до сложностей в общении, то самая главная проблема родителей, с которой столкнулся любой педагог, состоит в стремлении многих переложить на плечи учителей всю ответственность за воспитание ребенка, за его образование и развитие. Некоторые родители больше требуют со школы, чем с себя, забывая, что именно с них берет пример ребенок, именно дома закладываются его характер и интеллект. Беда и в том, что они не хотят или не могут посмотреть на свое дитя со стороны, непредвзято, им кажется, что учитель несправедливо занижает оценки, не верят, что их сын или дочь ведут себя плохо в школе, ведь дома-то они такие хорошие и милые. И эта проблема нехватки объективности извечна, вряд ли ее можно разрешить.

- В чем особенность организации учебного процесса в вашей школе?
- Учебный процесс организован с максимальным учетом интересов учащихся. Например, с нынешнего года школьники не учатся по субботам. Два дня выходных дают возможность восстановить силы и больше времени потратить на хобби, общение с родными и друзьями. Это решение было принято на Совете школы, пока возражений против такого учебного графика не поступало ни от учащихся, ни от их родителей, хотя пришлось пожертвовать несколькими уроками.

- Часто приходится слышать, что нынешняя система преподавания во многих школах не соответствует ФГОСам, что она устарела, и потому многие учащиеся не могут сдать ЕГЭ на должном уровне. Согласны?
- Федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают, что в школе ученик должен научиться применять полученные знания в новых, нестандартных условиях. Здесь не подходят «натаскивание», механическое заучивание, необходимо понимать суть материала. Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления – это предполагают ФГОСы, этого потребуют задания ЕГЭ. Школа дает базовые знания, но тот, кто хочет получить очень высокие баллы и поступить в топовый вуз, должен очень много заниматься самостоятельно. Хотя наши школьники на ЕГЭ и ОГЭ выдают стабильно неплохие результаты.

- Но глубина знаний предполагает их систему и углубленное изучение не за год-два до выпуска, а хотя бы класса с 7-8. То есть к этому времени в идеале ученик должен решить, кем он хочет быть. Как в этом направлении работает школа?
- Школа стабильно и целенаправленно занимается профориентацией: начиная с пятого класса классные руководители регулярно проводят тематические занятия, ребята посещают предприятия и учреждения города («Текском», Котельничский механический завод, Котельничская типография, «Вымпел-М» и другие), знакомятся с особенностями различных профессий, стабильно проводится профориентационное тестирование. То есть делается все, чтобы к 8 классу школьник уже мог понять, в какой профессиональной сфере он хотел бы себя реализовать, чтобы выбрать углубленное изучение того или иного предмета. У нас таких четыре: биология, химия, право и физика.

- Сколько учащихся 9-х классов подают заявления на обучение в 10 классе?
- Более половины уходит в колледжи и техникумы. Те, у кого средний балл в аттестате 3,9, продолжают обучение. Бывает, что родители настаивают на том, чтобы мы приняли ученика, который в основном учился на тройки, в 10 класс. Пытаемся убедить в ошибочности такого решения, ведь порой гораздо проще после окончания колледжа сдать экзамены непосредственно в вузе и продолжить там обучение, если будет необходимость. Но часто амбиции родителей приводят к тому, что, проучившись год в 10 классе, ученик понимает, что не справляется, и уходит. Или тянет до 11 класса, а ЕГЭ не сдает даже на минимум.

- Репетиторство – можно ли без него обойтись?
- Для многих это реальный выход. Классы большие, дети все разные, кто-то способен слушать и усваивать материал на уроке, а кому-то нужно все несколько раз разжевать, что невозможно в рамках 40 минут. Но это должно быть правильное репетиторство: не просто помощь в выполнении домашнего задания, а повышение уровня знаний, вывод их за пределы школьных. Так что, пользуясь услугами репетиторов, анализируйте, насколько они действенны, и в этом вам поможет педагог, объективно оценивающий уровень знаний школьника.

- Что пожелаете всем, кто связан с пятой школой, в юбилейном году?
-Терпения, процветания, стабильности, взаимопонимания, поменьше огорчений и больше положительных эмоций.
Беседовала Наталья Татаринова