Профессия - искусствовед

Искусствовед - это настоящий знаток своего дела, дела искусства. Он без труда отличит работы непревзойденного Моне от произведений профессионала Мане. Он знаком со всеми тонкостями направлений, в которых трудятся художники, музыканты, скульпторы и артисты. Но обладание энциклопедическими знаниями в творческой области еще не обеспечивает звание заслуженного и признанного искусствоведа. Здесь нужно владеть и техникой визуального восприятия, и манерами, и обладать неутолимой жаждой видеть, слушать, созерцать шедевры мирового искусства воочию.
Профессия в некотором смысле уникальная, по-своему интересная и познавательная. Увлекает она тем, что охватывает несколько направлений, в которых будущий специалист может себя реализовать. Но среди них доминируют два: теоретик искусства и историк искусства. Деятельность первого в основном направлена на исследование и изучение мира искусства: его проблем, закономерностей, специфики развития видов, жанров и взаимосвязи с обществом в целом. Второе направление более многогранно, оно охватывает такие области, как:
• изучение коллекций;
• систематизация произведений различных мастеров, школ и направлений;
• обеспечение сохранности экспонатов музея, составление карточек для них;
• предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
• установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
• открытие новых имен в области искусства;
• участие в археологических экспедициях;
• проведение экскурсий, лекций, факультативов;
• издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускают художественные музеи и галереи;
• рецензии и статьи с объективной оценкой, критикой, аналитикой, затрагивающие актуальные проблемы арт-науки;
• организация экспозиций, выставок (в том числе международных).

Искусствовед - это не только профессия. Это определенный образ мышления, особый стиль мироощущения, жизни. Это талант! И применить его можно в совершенно разных областях жизнедеятельности человека. Свои знания можно использовать, работая в художественной галерее, музеях, на отдельных выставках или экскурсионных мероприятиях, возможно, выездных. Также навыки и умения искусствоведа окажутся полезными в редакторской работе, например, в каком-нибудь крупном издательстве. Кроме того, специалист такого профиля может посвятить свою жизнь научно-исследовательской работе или найти себя в антикварном деле. Также хорошо у него получится реализовать себя в качестве педагога и художественного критика.
Выбирая ту или иную профессию, прежде всего каждый из нас ориентируется на свои личные качества. У тех, кто имеет аналитический склад ума и тягу к точным наукам, скорее всего, не получится освоить ремесло искусствоведа. Какими же качествами должен обладать человек, хорошо знающий мир искусства?
Если говорить о способностях, то у него должен быть развит художественный вкус, образное мышление, сенсорная память. Он должен тонко чувствовать, на интуитивном уровне мыслить, понимать, быть предельно внимательным, беспристрастным и объективным в своих суждениях, критике, уметь заинтересовать и всегда находиться в гуще событий, особенно что касается мира шедевров и антиквариата.
Из личных же качеств можно выделить собранность, аккуратность, тактичность, усидчивость, общительность и, конечно, стремление к саморазвитию.

Плюсы:
• работа с тайнами истории искусства;
• возможность вживую прикоснуться к редким произведениям;
• поездки за границу;

Минусы:
• отсутствие стремительного карьерного роста;
• без опыта работы трудно получить достойную зарплату.

Уровень средней заработной платы в Москве составляет 34 000 рублей. В России - 32 200 - 16 600 рублей.
Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед - это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта.
Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами. Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Подготовила Маргарита Мордасова