Александр Оглоблин: «Я творческий человек!»

  • Александр Оглоблин: «Я творческий человек!»

Мужчина-педагог в школе - замечательное, но очень редкое явление, особенно если это преподаватель английского языка. Завершая первый учебный год в качестве учителя, а не ученика школы №1, А. Н. Оглоблин делится своими мыслями о современном образовании.

- Александр Николаевич, расскажите немного о себе.
- Я родился и вырос в городе Котельниче, который очень люблю, здесь учился в школе № 1, потом в кировском ВГГУ на филологическом факультете, служил в армии и снова вернулся в родной город, чего, собственно, всегда желал. Я творческий человек, люблю музыку, кино, театральные постановки, да и вообще всё, что связано с культурой и искусством. Даже были мысли поступить туда, где учат театральному творчеству, музыке, но как-то не сложилось. Вообще в школе я хотел стать врачом, даже когда-то работал санитаром в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге целых три месяца. Но стал учителем. С 3-х лет я умел читать, научила сестра, благодаря этому в школе у меня не было проблем с русским языком, литературой. Очень люблю книги, хотя читаю не так много, как нужно. Мне нравится современная проза.

- Что самое сложное в Вашей профессии?
- Самое сложное – удержать внимание детей, чтобы все хорошо воспринимали материал. Стоит ученику отвлечься на 1-2 минуты, и он перестает понимать тему, а эффективность обучения падает. Поэтому нужно быть очень внимательным на уроке, а учителю необходимо постоянно поддерживать интерес класса. Но вообще сложностей в работе учителя очень много, поскольку человек в этой сфере занимается разнообразной деятельностью. Учитель чаще всего ещё и классный руководитель, которому всегда нужно знать, что происходит внутри коллектива. Выражаясь армейским языком, класс – это взвод, где каждый должен быть одет, обут, накормлен, должен постоянно чему-то учиться. Если кто-то заболел или у кого-то возникли личные проблемы, то это нужно увидеть, постараться помочь, поддержать. На самом деле, я пока этого не умею делать так, как должно. Я еще не научился продуктивно общаться с родителями. С другой стороны, в силу возраста мне проще понять учеников, я знаю, чем живет, чем интересуется современная молодежь, и мне нравится с ней работать, вообще нравится работать в школе, нравится вести уроки. Мне комфортно в школе.

-Что Вы можете сказать о современных учебниках по английскому языку? Они Вам нравятся, что бы Вы в них усовершенствовали?
- Когда я впервые увидел программу Spotlight «Английский в фокусе» Ю. Е. Ваулиной, то подумал, что учебники очень интересные, с картинками, каждый разворот – один урок, всё красиво и чётко структурировано, но когда я начал работать по нему, то понял, что не все так замечательно. Да, там много что проработано, грамотно построено, но все равно по окончании 2 класса у нас ученики плохо читают. Я бы не совершенствовал эти учебники, а шёл старым путём. Конечно, я сам учился по углублённой программе Афанасьевой, но тогда дети уже в конце 2 класса умели читать тексты, воспринимать их на слух. В нынешних же учебниках упор идёт на современный язык, на разговорные фразы, на то, как пользоваться разговорным языком. Такому можно научиться только в языковой среде. А нужно прорабатывать именно теорию. Мы за чем-то гонимся, а за чем – не понимаем. Постоянно находимся в условиях каких-то реформ, перемен. В результате, мы движемся неправильным путём.

- Как Вы считаете, разумно ли, что планируется обязательная сдача ЕГЭ по иностранному языку?
- Нет. ЕГЭ вообще - не разумно, уж тем более по английскому языку. Я часто слышу, что люди ругают ЕГЭ и систему образования. Думаю, если человек любит и знает предмет, то он сможет сдать его в любых условиях. Другое дело, что очень много лишних движений получается. Как отмечали наши преподаватели в университете, люди, сдавшие ЕГЭ, плохо соображают, умеют ставить только «крестики». Не все, конечно. Но бывает, что на филфак приходят люди, не читавшие элементарных вещей, при этом они сдавали ЕГЭ по литературе. В наше время идет перенасыщение информацией, но каково ее качество? Открываем телефон, листаем новостную ленту - нескончаемо идёт поток информации, и тебе некогда остановиться и подумать о чем-то конкретном. Но вот ты прочел маленький рассказ Василия Шукшина, и всё - ты остался один на один с этими героями и с собой. Непроизвольно начинает шевелиться мозг, «скрипеть», и ты начмнаешь думать: а почему так, а что с этими героями, а что Шукшин хотел этим сказать, а почему изобразил того или иного человека именно так? Чтобы стать образованным человеком, надо, чтобы у тебя оставалось время по-ду-мать! Хотя в чем-то ЕГЭ – удобная система, дающая возможность поступить в вуз даже человеку из малообеспеченной семьи, если он умен и талантлив.
В современной системе образования мы учимся и обучаем тому, что не очень-то полезно, есть очень много вещей, которым мы должны научиться, но их просто нет в программе. Например, люди выходят и даже не знают, как работать с документами, как написать заявление и т.д. Таким вещам нужно уделять больше внимания. Был такой чудесный предмет, как риторика, теперь его тоже нет. Меня очень радует, что у нас в школе технология находится на достойном уровне. Мальчики умеют пользоваться инструментами, девочки готовят, шьют. Каким бы ты ни был хорошим знатоком химии или английского, сшить рубашку или выстрогать себе полку – очень полезная вещь. Человеческая память, как говорит моя мама, находится на кончиках пальцев.

- Подскажите, с помощью каких методик-курсов-сайтов самостоятельно можно изучать иностранный язык, причём как школьникам, так и старшему поколению?
- Слушать иностранные песни - это хорошее аудирование. Там встречается очень много оборотов из живого английского языка, например, композиции британской группы Dire Straits, тексты Марка Нопфлера, в них много смысла, то есть песня может быть очень простой, но в ней много деталей, которые отображают английский быт и просто несут какую-то информацию. Эти композиции стимулируют интерес к тексту. Пока разбираешься, успеваешь выделить и запомнить какие-то обороты речи. А что касается спецметодик, то я не работал с подобным. Вообще нужен навык: если грамматика, то нужно писать, выполнять упражнения, если устная речь, то надо говорить на английском, а если аудирование, то, естественно, слушать. Всё просто.

- Есть ли какие-то особые хитрости, методики понимания и запоминания английской грамматики?
- Многократное повторение, вызубривание формул и кратное выполнение однотипных заданий. Самое основное – чтение и перевод. Особых хитростей я не знаю, если хочешь выучить язык, то придётся многое вызубривать.
Я сам люблю язык как явление, имея в виду, что английский и русский языки - индоевропейские, в них имеется много общих и схожих слов. Если ты мыслишь таким образом, то видишь слово, видишь его предполагаемый корень, похожий на корень в русском языке, и уже можешь понять, о чем речь. Точно так же и в русском языке. Например, я вижу слово «скрайбинг», вспоминаю английское «scribe» («писать, описывать») и понимаю значение слова.

- Вы занимаетесь репетиторством?
- Нет, слишком мало опыта, пока этим ещё не занимался.

- Вы прекрасно поёте и играете на гитаре. Откуда такие способности? Учились в музыкальной школе?
- Да, я учился в музыкальной школе. У меня с детства дома был баян, на котором играла мама. С третьего класса параллельно с общеобразовательной я посещал музыкальную школу, учился у В. Н. Арефьева, М. П. Арефьевой, Н. С. Селезеневой, Г. В. Поздиной, ходил к С. Н. Микишевой на хоровое пение, в ансамбль. И я всё это не оставил, до сих пор пою и играю на фортепиано, гитаре, гармони, баяне, аккордеоне, ударных, ксилофоне. Даже сейчас у меня возникают мысли заняться творчеством, музыкой на постоянном уровне, профессиональном. Думаю: а не махнуть ли мне в какой-нибудь колледж искусств, поучиться? Я очень люблю хоровое пение. Наверное, если бы я не стал учителем, то стал бы дирижёром хора. Я несколько месяцев являлся в нашем Никольском храме регентом, а после этого стал водителем грузовика, а потом - учителем английского языка. Сейчас я сотрудничаю с Домом культуры, да и вообще, куда ни позовут, везде пытаюсь делать что-то интересное.

- Вы не собираетесь сменить работу или покинуть наш город?
- Покину я город только в том случае, если мне захочется заниматься деятельностью, которая возможна лишь вне Котельнича. Я очень люблю этот город, это моя Родина, которая питает меня энергией, как былинного богатыря. Если я буду, например, снимать кино или музыкальные проекты, то я буду делать это здесь. Потому что мы живём в такое время, когда у нас много возможностей для публикации в Интернете. Нас могут увидеть из любой точки страны, узнать, что есть такой городок.

- Пожелайте что-нибудь ученикам и их родителям.
- Учитесь учиться, ребята! Это пригодится! И поменьше смартфонов и соцсетей! А родителям желаю, чтобы уделяли своим детям как можно больше времени, потому что ради них стоит пожертвовать какой-нибудь своей деятельностью, своим временем. Очень важно, чтобы ваш малыш стал настоящим человеком. Не надо отмахиваться от детей. Если с ребёнком надо играть – играйте, если он интересуется чем-то – дайте ему всю необходимую информацию, если он увлекается какими-то поделками или рисованием - сделайте всё, чтобы этот интерес у него не пропал. И тогда получите умных, талантливых и замечательных детей!

Беседовала Маргарита Мордасова